Среда,
20 Марта
2019 года
 
Моя прописка:

Смотреть все рубрики

Конструктивизм в интерьере

Конструктивизм в интерьере, 17.11.2018 13:55

Конструктивизм в интерьере
Конструктивизм начал формироваться  у истоков новой цивилизации первой четверти XX века и был выращен на коктейле из всеобщей уравниловки и объединения социума единым лейтмотивом. Этот архитектурный стиль складывался в связи с индустриальным подъемом и был воспитан в атмосфере «пятилетка за три дня». Советский конструктивизм оправдал свое существование: он помогал быстро и эффективно решать актуальные проблемы посредством архитектуры: сглаживая социальные диспропорции, позволял расселить максимальное количество людей в максимально похожие жилищные условия. Общественные места становились универсальными и боле удобными в пользовании, а созидание архитектурных и интерьерных конструкций оптимизировалось, ускорялось и упрощалось. Производство элементов интерьера в стиле конструктивизма было не просто адекватно реалиям жизни людей той эпохи, но и удобно для машин, их производящих.

Эффективно решить задачи создания определенного стиля возможно только с помощью профессиональных специалистов, работающих в этой области, рекомендуем посетить, например, салон элитных интерьеров «Аквасистем».

   Возникновение конструктивизма в интерьере порой связывают с пресыщенностью цветочными мотивами, обильными драпировками и вычурными лепнинами архаических стилей и относительно пожилого модерна. Являясь антиподом изощренных и надуманных интерьерных течений, конструктивизм отличался монолитностью, строгостью и лаконичностью облика. Дизайнеров и архитекторов утомили бессодержательные загогулины, розовые розы и позолота, и они устремились вперед к новому переосмыслению геометрических аксиом и простых форм.


Конструктивизм чужд всякой романтики и недосказанности, его видно насквозь, но тем более он непостижим. Этот плод рационализма прямолинеен, но одновременно и противоречив. Квадратура конструктивизма примерно соотносится с квадратурой круга, что метафорически означает его неразрешимость и неописуемость. 

Корневая парадигма этого стилевого направления – логика, целесообразность и стандарт, а также отсутствие бессмысленных элементов и пустых орнаментов. А к лишенным смысла конструктивизм относит все те элементы убранства дома, что не несут практической утилитарной функции. Дом в концепции конструктивизма становится вынужденной необходимостью, оснащенной всеми агрегатами для поддержания жизнедеятельности человека. Кресло превращается в «прибор для сидения». Отсутствие всяких элитарных атрибутов, надуманных излишеств и буржуазных элементов роскоши обязательно в рамках этого стиля. Простота и аскетизм доходят до той крайней точки, где можно с полной уверенностью сказать «вот это стол - за ним едят, вот это стул - на нем сидят». С особым рвением конструктивисты создавали столы и стулья - самые востребованные единицы интерьера. Назначение каждого предмета не вызывает сомнений. После Первой Мировой конструктивизм занял прочные позиции среди декоративных стилей, являясь по сути антидекоративным. Целостный организм дома не терпит нагромождений-считали теоретики конструктивизма XX века. Человек должен был адаптироваться под жилье, созданное по всем ГОСТам – гласил конструктивизм. Но приспособить человека под такие нечеловеческие условия удавалось не всегда.

С течением времени мировоззрение конструктивистов менялось, и, хотя основной стержень их дизайнерской философии оставался прежним, кое-где несгибаемые идеи стали более гибкими. Сегодня конструктивно построенное жилое пространство не делится на привычные зоны, исчезают перегородки и ширмы, в доме появляется простор и большое количество воздуха. Неприхотливый и простой в уходе материал, составляющий тело конструктивисткого стиля  - камень, кирпич, стекло, железобетон, хромированная сталь и металл. Встречаются и пластиковые поверхности , но им по конструктивизму не достает надежности и основательности.


Передвигаться по комнате, спроектированной конструктивистом, одно удовольствие: все находится на своем месте, даже дверные проемы устроены для минимальных энергозатрат. Предпочтение отдается раздвижным дверям и изменяющимся мебельным модулям, позволяющим собирать меблировку комнаты словно конструктор. Прямоугольник, квадрат, параллелепипед  - любимые формы дизайнеров -конструктивистов, с этими фигурами они складывают выигрышные композиции чаще всего. И хотя совершенство круга не отрицается, он за счет своей плавности не вписывается в их угловатые правила игры.  Безукоризненные грани даже мягкой мебели и полное заполнение высоты от пола до потолка высокими вместительными шкафами без декоративных деталей так же характерны для интерьерного конструктивизма. Сборно-разборные диваны-кровати и стеллажи, трансформирующиеся диваны, откидные столики, превращающиеся в невидимок после обеда, перегородки с высокой мобильностью - все это не мебель, а нечто вроде специализированных приборов для  рационализации быта. Все эти компоненты призваны менять структурное содержание комнат и делать его функциональным.

Именно в рамках конструктивизма разрабатывается основная масса офисной, школьной и банковской мебели. Атмосфера строгости и безэмоционального расчета, стабильность плюс идейный примитивизм  – вот формула классического конструктивизма. В современном воплощении этого стиля в дизайне квартир и коттеджей градус этой безоговорочной строгости существенно снижен. Здесь происходит отступление от этой лабораторной стерильности жанра и вступает в свои права индивидуальность хозяина.  Сохраняется простота и универсальность вещей, причем насколько она уникальна никого не волнует, главное – ее роль в обиходе. По прежнему господствует монохромность. Игра цветов происходит только с участием очень близких друг к другу оттенков. Однако допустимы отдельные яркие цветовые акценты – красный, синий или желтый цвета. Уместен классический дуэт белого и черного.


Никаких ограничений по поводу количества источников света. Напротив, чем их больше, тем лучше, ведь это играет на  общий эмоциональный фон помещения и вносит толику позитива в царство однотонности. Точечно расположив лампы направленного света можно не только зонировать комнату, но и разнообразить гладкие поверхности игрой бликов.

В конструктивизме присутствует традиционный текстиль – подушки, ковры, шторы, чехлы для стульев, и как несложно догадаться, они составляют единый ансамбль сдержанности. Если на полотне скатерти рисунок, то он однообразен и нарочито скучен своим ритмическим повторением. Но чаще рисунок на ткани конструктивисты полагают никчемным излишеством. В самом деле, к чему на покрывале узоры, когда они не добавляют ему согревающих свойств?

Увлекшись конструктивизмом, вы однажды можете с удивлением обнаружить себя проснувшимся на плоской деревянной платформе, обтянутой белой тканью. Белый потолок,  плавно перетекающий в белый пол, пустующие ниши в стенах и непримечательные лампочки, высвечивающие углы. Гармония и цельность интерьера безусловно есть, но куда же подевалась душевность? С точки зрения конструктивизма она вовсе необязательна для нормального биологического существования человеческого индивида.  Издревле человек строил дом, адаптируя его под свои нужды еще на стадии проекта. Идея конструктивизма же подразумевает, что человека помещают в готовые условия, которые адекватно соответствуют его минимальным нуждам, и подстраиваться под всю эту геометрию должен он сам.  Именно из-за этой непримиримости конструктивизм находит выражение в интерьерах великих управленцев, рационализаторов и оптимизаторов, т.к. его атмосфера больше подходит, чтобы оптимизировать, но не плодить сущности.


Автор статьи: Дарья Третьева


Поделиться
Читать вопросы и ответы по теме "Интерьер. Дизайн" Читать телеграммы по теме "Интерьер. Дизайн"