Пятница,
25 Июня
2021 года
 
Моя прописка:

Смотреть все рубрики

Художественное оформление стен

Художественное оформление стен, 17.08.2011 11:00

Художественное оформление стен

Самое популярное украшение стен домов с давних времен – это произведения изобразительного искусства – живопись, графика, декоративные изделия, позже к ним добавились фотографии и постеры. Настенный декор не только преображает интерьер, но и по-своему организует комнатное пространство, которое приобретает новую, эмоциональную, образную окраску. Атмосфера наполняется энергией художественных образов, новым смыслом, заключенным в произведениях, становится уютнее.

Вариативная графика

Для оформления интерьера часто используется графика, но далеко не все любители этого вида искусства представляют себе, как правильно ее разместить и подчеркнуть достоинства каждого произведения.

Графические работы можно классифицировать по нескольким признакам: по материалу – бумага или ткань; по уникальности – это подлинники или рисунок, выполненный с помощью специального печатного станка (эстамп). Произведения уникальной графики могут быть выполнены карандашом, тушью, пастелью, углем, фломастером…

К графике относятся и работы, выполненные акварелью с использованием всех цветов палитры. Сейчас к этому виду искусства принято относить и изображения, выполненные на бумаге.Если вы хотите украсить свой дом акварельными или пастельными работами, несмотря на колористическое разнообразие их стоит искать в разделе графики.

Эстампы тоже различаются по своему происхождению. Древнейший вид печатной графики – ксилография, то есть гравюра на дереве. Для ее изготовления на специально подготовленной деревянной доске вырезается изображение, которое и служит печатной формой. Ксилография бывает черно-белой и цветной.

Существует и гравюра на металле, с которой можно получить большое количество оттисков, что снижает их художественную ценность. При создании такого вида эстампов, как офорт, ручное гравирование в жестком материале не применяется. Для изготовления офортов на медную или цинковую доску, покрытую кислотоупорным лаком, иглой наносится рисунок (лак процарапывается иглой до поверхности металла). Затем пластина опускается в кислоту, которая вытравливает в металле процарапанный рисунок. Места, не тронутые иглой и, следовательно, защищенные лаком, кислотой не протравляются. Когда пластина вынимается из кислоты и растворителем с нее снимается слой лака, на поверхности остается нанесенный рисунок, который покрывается краской и отпечатывается на влажной бумаге.

Для такого способа плоской печати, как литография, на отшлифованный камень жирным черным карандашом наносят рисунок, который после обработки специальной вытравкой приобретает способность принимать краску. На влажный камень накатывается краска, и на литографском станке делаются оттиски на бумаге.

Графических работ в интерьере может быть много, так как они меньше по объему, чем картины; в среднем дешевле, их удобнее хранить, просто сложив в папку для бумаг и переложив калькой или папиросной бумагой. К тому же графическую экспозицию можно время от времени обновлять, просто заменяя рисунки под стеклом.

«Одежда» для экспозиции

При экспонировании графики нужно не забывать о простых правилах. При вывешивании нескольких работ желательно соблюдать стилевое единство в их оформлении. К тому же художники, как правило, создают не одно графическое произведение, а целую серию. Такая серия может стать основой домашней экспозиции.

Рамы подбирают в зависимости от техники выполнения графики и цветового строя. Так, для произведений уникальной графики изготавливают бумажные или картонные паспарту, представляющие собой лист с вырезанным в центре «окном». Форма паспарту подбирается соответственно форме рисунка – прямоугольная, круглая, овальная. Сам рисунок крепится к изнанке паспарту. Ширина такой рамки может быть разная. Но при ее выборе стоит исходить из размеров графического рисунка и учитывать, что поля паспарту должны быть не менее 11 см справа, слева и сверху от границ листа, а от нижней границы – не менее 12 см. Паспарту, как правило, делают из белой или тонированной бумаги.

Самые лучшие цвета для тонированной рамки – различные оттенки серого: от светлого, холодного тона до серовато-коричневого, теплого. Яркие или черные рамки для графики не подходят.

Серый цвет может «поддержать» графический рисунок, каким бы ни был его цветовой строй. Для темного рисунка больше подойдет тонированная рамка, а для светлого – белая.

Правильно подобрать цвет паспорту совсем несложно. Нужно внимательно посмотреть на графический рисунок, выявить в нем самые светлые и самые темные оттенки. Затем необходимо сосредоточиться на восприятии полутонов и выбрать средний тон, который и станет ориентиром для выбора цвета паспарту. Подберите рамку, максимально совпадающую по тону.

Графические рисунки можно вешать на стены и в тонких багетных рамах. Внешние поля такого багета не должны превышать по ширине 3 см. Например, небольшие работы лучше помещать в раму, ширина планок которой 1-1,5 см. Профиль багета для графических произведений должен быть достаточно простым, без ярко-выраженных рельефных украшений. А цвет подбирается так же, как и цвет паспарту – в соответствии с колористическим строем самого рисунка. Универсальными цветами для рам являются бронзовый и цвет натурального дерева. Яркие бронзовые рамы для графики специально тонируют, покрывая тонким слоем светло-зеленой краски.

После высыхания краски раму натирают воском или парафином и шлифуют шерстяной тканью. Главное, чтобы цвет рамы не затмевал само произведение.

При выборе деревянной рамы возникает другая проблема – она может оказаться слишком светлой. Такую раму тоже необходимо тонировать. Самый простой вариант тонирования – разбавленная водой черная или коричневая гуашь. Раствор краски должен быть прозрачным, чтобы сквозь него проступал рисунок дерева. Если деревянная рама слишком темная, она будет «утяжелять» графический рисунок, искажать общее впечатление. Высветлить ее можно с помощью наждачной бумаги, осторожно обработав темные рельефные части. После обработки рама также полируется воском или парафином. Рамы не следует покрывать лаком, так как его блеск отвлекает внимание от самого произведения.

Для рамки лучше брать оргстекло, так как оно обладает нейтральной прозрачностью по сравнению с голубовато-зеленоватыми оттенками обычного стекла, которые могут искажать цветовой фон рисунка.

Оргстекло по весу легче обычного стекла, оно проще режется и более ударостойкое. Единственный его недостаток – мягкость поверхности, из-за чего оно часто царапается и «мутнеет».

Так называемые эстампы (оттиски) оформляются несколько иначе, чем уникальная графика. Эстамп, как правило, печатают на листе, размеры которого намного превышают размеры самого изображения. Эти широкие поля ни в коем случае не следует обрезать, чтобы не снизить ценность работы.


Чтобы правильно подобрать паспарту, следует внимательно исследовать качество полей оттиска. Если поля чистые, изображение напечатано аккуратно, строго параллельно краям листа, использовать паспарту необязательно, его с успехом заменят сами поля изображения. Паспарту не понадобится, даже если поля тонированные. Работы без рам крепятся к стеклу при помощи специальных зажимов.

Если поля эстампа повреждены, его нужно экспонировать в паспарту. При подборе паспарту следует помнить одно правило: границы его «окна» не должны вплотную прилегать к границам оттиска, между ними должен оставаться зазор в 1–3 см, открывающий подпись под эстампом. Рамы и стекло для оттисков подбираются так же, как и для уникальной графики.

Для экспонирования фотографий, которыми многие любят украшать стены квартир, паспарту не подходят, так как такое оформление «упрощает» внешний вид изображения.

При выборе материалов, цветов, форм для рамок необязательно придерживаться строгих правил, нужно только обращать внимание на гармоничное сочетание самого изображения и «убранства». И, конечно, не забывать о том, что рама должна подчеркивать достоинства фотографии, а не отвлекать от нее внимание.

Размещаем и освещаем правильно

Специалисты советуют не вешать живописные и графические работы на гвозди, вбитые в стены. Для того чтобы работы было легко снять, поменять местами, обновить домашнюю экспозицию, передвинуть в сторону, поднять или опустить, стоит сделать стационарную систему подвески. Для этого в месте, где стена граничит с потолком, при помощи кронштейнов прикрепляют длинные металлические стержни или тонкие трубы. Стержни должны крепиться так, чтобы между ними и стеной был небольшой зазор, в который можно свободно пропустить шнур с петлями. Металлическую конструкцию можно покрасить под цвет потолка, чтобы она была не очень заметна.

У каждой работы, которую вы хотите повесить на стену, должны быть на изнаночной стороне по бокам специальные клеммы. Их можно дополнить двумя крючками на нижней стороне рамы.

С помощью клемм графику или фотографии вешают на веревочные петли. Узлы на петлях нужно делать скользящими, чтобы рамку можно было свободно опускать и поднимать. Такая простая конструкция позволяет передвигать экспозицию и вдоль стены, как обычный занавес. К тому же рамки с художественными произведениями можно вешать в несколько горизонтальных и вертикальных рядов.

Создать единую экспозицию из работ разных размеров, размещенных вертикально и горизонтально, можно, следуя нескольким простым правилам. Рамки разного размера, находящиеся в одном ряду, выравнивают по нижнему краю. Расстояние между ними должно быть одинаковым. Композиция будет выглядеть гармонично и законченно, если при ее составлении соблюдать принцип симметрии.

Художественные произведения необходимо не только красиво развесить на стенах, но и обеспечить им правильное освещение. Для фотографий и графики, помещенных под стекло, это особенно важно.

Хуже всего застекленные работы смотрятся, когда на них падает прямой горизонтальный свет. Поэтому их не стоит вешать прямо перед окнами или напротив них, так как солнечные блики не позволят рассмотреть произведение. Застекленные произведения выгодно смотрятся при боковом освещении. А чтобы снизить вероятность появления бликов на стекле, рамки с работами следует вешать под небольшим углом к стене (2-15 градусов). Для подсветки в темное время суток можно разместить маленькие осветительные приборы, свет которых будет направлен сверху под острым углом на всю экспозицию или на каждую работу по отдельности.

Независимо от того, какому виду графических работ вы отдаете предпочтение, они могут украсить ваш интерьер, только если будут оформлены и размещены в соответствии с рекомендациями специалистов.

Подготовила А. Светлова


Поделиться
Читать все вопросы и ответы по теме "Декоративная отделка стен" Читать телеграммы по теме "Декоративная отделка стен"
Художественное оформление стен----->>